В начале 20 века вопрос эвакуации и перевозки мотоциклов в России не выделялся в отдельную проблему, и как следовало ожидать, первым и самым недорогим мотоэвакуатором в истории стала лошадь, запряженная телегой. Возможно, это произошло в Санкт-Петербурге, Москве или даже в Киеве.
Между городами мотоциклы перевозили грузовыми или пассажирскими экипажами, на крыше или на местах для багажа в задней части транспортного средства.
Во время первой мировой войны мотоциклетные части и мотокоманды использовались для доставки фельдъегерской почты, проведения разведки, транспортировки раненых. Мотоциклы, вооруженные пулеметами, принимали активное участие в боевых действиях.
При передислокации военные транспортировали мотоциклы на грузовых автомобилях наравне с танками, артиллерией и прочим военным имуществом и снаряжением.
Дальние расстояния мотоциклы преодолевали на железнодорожных платформах.
Первые недорогие специализированные транспортные средства для перевозки мотоциклов появились в США и Европе практически одновременно - в конце 1940-х годов. Они представляли собой открытые пикапы, оборудованные аппарелями и штатным креплением в кузове, а позднее, грузовой стрелой или лебедкой.
В СССР перевозкой мотоциклов особо не озадачивались, поэтому возили в кузове грузовиков, а мотоциклы с коляской, таскали на буксире. Перевозка мотоциклов с заводов осуществлялись в деревянной клети, удерживавшей мотоцикл вертикально и предохранявшей от повреждений.
В 30 годах прошлого века на железнодорожных путях СССР появились небольшие мотодрезины, оснащенные двигателем внутреннего сгорания до 150 л/с, получившие название «мотовоз». Они использовались в качестве маневрового транспортного средства на станциях, промышленных объектах, горных выработках и на карьерах. Несмотря на созвучное название, мотовозы не имеют отношения к перевозке мотоциклов, это обычная дрезина с мотором и автомобильной коробкой передач. Мотовоз не мотоэвакуатор.
В России мотоэвакуатор обосновался в конце девяностых - начале двухтысячных годов. Тогда на рынке появилось большое количество мототехники и у владельцев возникла необходимость перевезти мотоцикл, скутер, трайк, снегоход, мотороллер, гидроцикл или минитрактор.
Конструкций мотоэвакуатора великое множество и они подразделяются на открытые/ закрытые/тентованные, с полной или частичной погрузкой, прицепы/полуприцепы и микроавтобусы.
Каждое транспортное средство предназначено для решения своих задач, но оптимальный вариант на все случаю жизни от дальних перевозок до эвакуации мотоцикла с места ДТП - цельнометаллический микроавтобус, оборудованный широкими аппарелями (трапами), мощной лебедкой и надежным креплением в кузове.
При подготовке статьи были использованы технические материалы и фотографии музея Technik Museum Sinsheim (Германия) и фотографии из наследия фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского.